Конкурс финансируется компанией РУСАЛ

Организационную поддержку конкурса осуществляет российское представительство Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation   (CAF)

 

Карта района Жители Видеоролик Фотоальбом На главную

 

Древняя  история  Присаянья  полна  загадок.  Ученые  еще    не  подвергли  научному  анализу   наскальные  рисунки  в  пещерах,  надгробные  плиты  и  названия  сел  и  рек: Анжа  и  Кан, Кандыга  и  Унер, Ага и  Орус, Арбай  и Кирель и  так  далее. На  нынешней  территории   района  не   велись  археологические раскопки.  Поэтому  сведения  о  первых  жителях  гипотетичны, и  иногда  противоречивы .А.С. Козин, например,  название  реки  Кана,  что  по- татарски означает  кровь, увязывает  с  преданием  о  жестокой  битве  в  1207  году  между  отядами    сына  Чингис- Хана  Джучи  и  племенами лесных  людей,  живших  на  берегу  большой  реки. С.В.Кисилев  -  с  насильственным  выселением  в 1223году  в  Манчжурию  сопротивлявшихся  елисейских  кыргызов и  их  кыштымов,  которое  проводилось  по  приказу  монголо-  татарского  хана  Хубилая.  

  Современное состояние исторических знаний позволяет предположить, что самые первые жители появились на территории Присаянья в неолите, когда произошло расселение многочисленных первобытных племен по всей территории края. Начиная с карасукской эпохи бронзового века,12-17века до нашей эры, на берегах Енисея и Кана кочевали племена охотников и рыболовов котов, потомков кетоязычных племен. До  прихода славян племена, жившие в бассейне Кана, зависели от более сильных южных соседей-бурятов и тубинцев и платили дань пушниной. Отечественные письменные источники о первых жителях Присаянья относятся к 17 веку, когда казаки, под командованием московского дворяника  Тугачевского, привели в ясочную повинность камасинцев, живших в живописной долине реки Ильбин. Тугачевский посчитал ,что перед ним остатки древнего коренного приелисейского племени и сообщил в столицу о чуди.С тех пор ученые пытаются разгадать загадку камасинцев: было ли Алтайско-Саянское нагорье древней прародиной камасинцев или оно было их последним прибежищем? Принадлежали ли камасинцы к древним коренным народам, или это было этническое образование, возникшее в недалеком прошлом? Как и всякая сложная научная проблема, камасинцы родили противоречивые, взаимоисключающие гипотезы. Уже в 17 веке от Российской Академии наук в улусе Абалаково побывал ученый П.С.Паллас, который определил, что язык камасинцев можно отнести к угро-финской группе, близкой к лексическому строю многих северных народностей. Аналогичной точки зрения придерживался и финский ученый Кай Доннер. В 1914 году в Абалаково он собрал редкостную энтографическую экспедицию, которую увез с собой в Финляндию.Историк Фингер, первый генерал-губернатор Енисейской губернии А.П.Степанов и многие другие считали камасинцев самоедами по происхождению. Исследователь П.Славцов писал, что до прихода русских население Восточной Сибири было ни что иное, как наплыв обломков выброшенных из Средней Азии, когда она пенилась переворотами племен, а пенилась многократно, во времена хумной, киданей, нючтей, татаней и чингизханцев. Подобной точки зрения придерживался и энтограф  Н.Н.Козьмин. Он относил камасинцев к восточным турецким народностям. Н.Н.Козьмин писал, что этнический состав камасинцев был пестрым. В их среде он выделил турок двух ветвей: тубинской и качинской, коттов и остяков-самоедов. Появление турков в Присаянье и образование Абалаковского и Шалошинского камасинских улусов исследователь связал с миграцией енисейских турков в двадцатых годах 17 века, когда на реке Усолке обосновались со своими кочевьями тубинские князья Унгур и Сойот, с походами тубинских князей Каяна и Ереняна, калмыков и мунгалов на коттов, которые поддались русским, с оседанием части енисейских турков на Кане. Н.Н.Козьмин не отрицал что среди камасинцев были местные туземцы-котты, которые в древности жили в Приенисейском крае. Наличие же среди калмажей остяков-самоедов объяснял захватом их в плен тубинскими князьями, совершавшими военные походы на Томск и Енисейск. Сегодня уровень исторических знаний о камасинцах позволяет констатировать: выводы о их происхождении построены либо на основе заранее созданных схем .Можно смело утверждать о том, что после прихода русских в Присаянье камасинцы растворились в гуще их поселений. В1846году М.Кастрен писал, что в Абалаковском улусе из ста податных душ Российской империи часть говорила на татарском, другая на камасинском языках, третья часть на коттском. В 1925 году советский энтограф А.Я.Тугаринов писал, что к этому времени из тридцати двух дворов Абалаково 20 принадлежали потомкам таежных камасинцев. Из населения деревни только девять человек говорили на камасинском языке. В 1967 году лингвистическая экспедиция Свердловского университета обнаружила уже только одну женщину-представителя камасинцев, которая почти полностью забыла язык своих предков. В наш век политизация и переполитизация истории следует обратить внимание на сам факт растворения камасинцев в гуще русских поколений. Известно, что присоединение сибирских народов и территорий к России отличалось от подобных мероприятий большинства государств Европы. Если на Западе освоение новых территорий шло путем завоеваний, а на американском континенте даже путем физического уничтожения коренных народов, путем подчинения местного населения народу-господину, то в России освоение новых земель шло не столько завоеванием, сколько мирной крестьянской колонизацией, то есть освоением новых земель. Конечно, из этого не следует, что русская крестьянская колонизация носила мирный характер и ей не предшествовала победа правительственных войск. Первые русские поселения в Енисейском крае возводились как военные поселения остроги с целью приведения местного населения в ясачную повинность. Проводя политику угнетения сибирских народов ясачными поборами, Российское государство вместе с тем осуществляло меры, которые не отталкивали бы местные народы от государственной милости. Многоукладность экономического быта пришлого русского населения, преимущественно крестьянский характер колонизации, в общем и целом довольно последовательно проводимая царским правительством охранительная политика по отношению к ясачным людям - эти и другие формы облегчали совместную жизнь русских и камасинцев. Камасинцы добровольно начали усваивать язык перенимать образ жизни русских. Сближению двух народов в немалой степени способствовали такие черты новоселов, как отсутствие расового превосходства и высокомерие, невмешательство в дела камасинцев, терпимость к их обычиям, традициям и предрассудкам.

Долгие  годы  территория  нынешнего  Саянского  района  и  все  расположенные  на  ней  населенные  пункты   входили  в  состав  Канского   уезда  Енисейской  губернии. 4 апреля   1924  года  на  основании  постановления   президиума  ВЦИК (от  4  февраля  1924  года)  и  постановления  Сибирского  ревкома  (от  19  марта)  "О  введении  в   существующих    границах   Енисейской  губернии    новых  районных          делений ,  был  издан  приказ  Енисейского   губисполкома  № 52  об  образовании  в  составе  Агинской,  Унерской  и  Межовской  волостей   Агинского  района        с  центром  в  с.Агинское. В  1936  году  район  переименовали  в  Саянский.

 

Карта района Жители Видеоролик Фотоальбом  В начало На главную
Информационная  система Саянского района создана группой учащихся 10в класса МОУ Агинской средней общеобразовательной школы №1,
Саянского района, Красноярского края под руководством педагогов И.И. Гаммершмидт и Д.А. Гаммершмидт
2005-2006 г.